• Когнитивно-поведенческая терапия

    Когнитивно-поведенческая терапия

    Практика доктора Буровой Виталины Александровны

  • Тренинг навыков ДПТ

    Тренинг навыков ДПТ

    Старт новой группы "Тренинг навыков ДПТ" для взрослых. Идёт предварительная запись по e-mail: vitalina@burova.pro

    ТРЕНИНГ НАВЫКОВ

    ТРЕНИНГ НАВЫКОВ ДПТ: БУДУЩЕЕ

    Продолжается набор участников в текущие онлайн группы круглогодичного формата. Встречи проходят на платформе ZOOM еженедельно онлайн:

    • по понедельникам 19.30 — 22.00 GMT+3, ведущие Виталина Бурова и Юлия Зайцева
    • по средам 19.30 — 22.00 GMT+3, ведущие Виталина Бурова и Алексей Городничев

    Внимание! В понедельник 15 августа можно войти в группу по понедельникам перед модулем межличностной эффективности, в среду 10 или 17 августа в группу по средам перед модулем стрессоустойчивости (обе группы сейчас занимаются по материалам Мартина Бохуса).

    Мы проводим 24-хнедельный курс по классическим раздаточным материалам Марши Линехан в последовательности: навыки осознанности, навыки стрессоустойчивости, навыки эмоциональной регуляции, навыки межличностной эффективности. Далее мы работаем 28 недель по раздаточным материалам DBT+ Мартина Бохуса, где к классическим модулям (последовательность та же, но материалы другие) добавлен модуль самооценки (4 занятия). И затем снова 24 недели по раздаточным материалам Марши Линехан, и так далее.
    Присоединиться к группе новым участникам можно на тематических занятиях по осознанности между базовыми модулями, точнее, на занятиях под номерами 1, 9 и 18 каждого цикла (информация о наличии мест постоянно обновляется, уточняйте по email vitalina@burova.pro или WhatsApp +79104143064), продолжительность участия обговаривается индивидуально.
    Перед входом в группу новый участник знакомится с ведущими, правилами тренинга на отдельной (бесплатной) совместной встрече с ведущими группы, а если терапевт участника не работает в формате ДПТ, то дополнительно понадобится, минимум, одна сессия пре-тренинга (подробнее см. ниже) с кем-то из ведущих группы.

    Для включения в группу есть определённые условия — возраст от 18 лет и наличие параллельно индивидуальной психотерапии. Тренинг навыков не является групповой терапией и не заменяет индивидуальную терапию, а является дополнением к ней. Если вы проходите индивидуальную терапию у кого-то из нашего ДПТ-сообщества, просто напишите нам о своем желании присоединиться к группе и назовите, кто ваш терапевт. Если вы проходите терапию у специалиста не из ДПТ-сообщества, перед включением в группу необходимо пройти пре-тренинг, то есть получить индивидуальную консультацию у одного из ведущих группы. Стоимость такой консультации — пре-тренинга является стандартной стоимостью консультации данного специалиста.

    ТРЕНИНГ НАВЫКОВ ДПТ: НАСТОЯЩЕЕ

    В настоящий момент мы проводим только онлайн группы тренинга навыков ДПТ.

    Тренинг состоит из 4 (*5) тематических групп навыков:

    1. Навыки осознанности. Данные навыки помогают человеку научиться быть осознанным, жить в контакте с собой, со своими телесными ощущениями, эмоциями, мыслями, осознанно управлять своим фокусом внимания.

    2. Навыки эмоциональной регуляции. Данные навыки помогают научиться в меру сил и возможностей регулировать свои эмоции. Далеко не во всех ситуациях можно совсем избавиться от негативной эмоции, но можно отрегулировать ее уровень до переносимой.

    3. Навыки перенесения дистресса (стрессоустойчивости). Мы не можем избежать стрессов повседневной жизни, но мы можем научиться более спокойно их проживать, выдерживать, меняя то, что возможно изменить, и принимая то, что изменить нельзя.

    4. Межличностной эффективности. Эти навыки включают умения донести до других в адекватной форме свои просьбы и потребности, сказать “нет”, не чувствуя себя виноватым, “разрулить” конфликт, а в целом — научиться создавать вокруг себя более благоприятное социальное окружение.

    *5. Самооценки. Этот модуль добавлен в DBT+ Мартином Бохусом и нацелен на улучшение отношения к себе и принятия себя.

    Полный курс классического тренинга навыков рассчитан на 12 месяцев (48 занятий, 2 «прохода» базового курса из 24-х занятий).
    После обучения в Behavioral Tech (Институт Линехан) у André Ivanoff мы после базового курса из 24-х занятий, приглашали желающих на “продвинутый” курс из ещё 24-х занятий (недели с 25-й по 48-ю), где на более глубоком уровне изучали те же самые навыки.
    С этого года, обучившись в AWP Freiburg (Институт Бохуса) у Tatyana Reinhardt, мы решили проводить тренинг навыков нон-стоп, чередуя используемые раздаточные материалы и упражнения: 24 недели классического тренинга Марши Линехан, затем 28 недель тренинга DBT+ Мартина Бохуса (к классическим 4-м модулям добавлен отдельный, 5-й модуль навыков самооценки).

    ТРЕНИНГ НАВЫКОВ ДПТ: ПРОШЛОЕ

    В июне 2016 мы с коллегами стартовали нашу первую (очную) группу для взрослых «Тренинг навыков диалектико-поведенческой терапии». Результаты нас вдохновили, и в августе 2016 мы запустили следующую группу, а потом ещё и ещё. Параллельно мы завершили курс обучения ДПТ в Институте Марши Линехан и встали на долгий и сложный путь сертификации в качестве ДПТ-специалистов. В октябре 2018 мы решили идти в ногу со временем и запустили первую для нас онлайн-группу тренинга навыков ДПТ (на платформе ZOOM), эффективность оказалась сопоставимой, а дропаут существенно ниже, чем в очных группах.

    Изначально тренинг навыков ДПТ был разработан Маршей Линехан для пациентов, страдающих пограничным расстройством личности (ПРЛ), для которого характерны тяжелые нарушения эмоциональной регуляции, самоповреждения и высокий суицидальный риск.

    Впоследствии оказалось, что обучение таким навыкам не менее полезно для других пациентов с нарушениями настроения — зависимых (включая химические зависимости), страдающих расстройствами пищевого поведения (РПП), тревожных и/или депрессивных, а также страдающих биполярным аффективным расстройством (БАР) и шизоаффективным расстройством (ШАР).

    Было доказано, что гораздо эффективнее обучать данным навыкам именно в групповом формате, выводя собственно тренинг за рамки индивидуальной терапии.

    Мы долго взвешивали за и против, изучали уже опубликованные результаты исследований, анализировали собственный опыт и в итоге пришли к решению набирать разнородные группы. Не существует убедительных данных, что однородные группы, где участники только с ПРЛ или только с БАР, более эффективны, чем разнородные группы. Зато разнородные группы имеют одно важное преимущество — они НЕ СТИГМАТИЗИРУЮТ участников. Никто из участников не знает, в связи с какими проблемами пришли осваивать навыки другие участники. Все разные, но все имеют единую цель — освоение навыков. Каждый видит, как справляются, какие навыки и как именно применяют другие, и это обогащает палитру каждого. Так что мы набираем смешанные по составу группы, а тем, кому необходим психообразовательный модуль (информация о заболевании и как с ним жить, какие навыки применять, чтобы снижать риск обострений и пр.), его даёт психиатр или психотерапевт в индивидуальном формате.

    ТРЕНИНГ НАВЫКОВ ДПТ: СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ

    Участие в тренинге навыков ДПТ оплачивается один раз в 4 недели за 4 предстоящих занятия по счёту на сумму 16000₽. За пропущенные занятия оплата не возвращается, но предоставляется доступ к материалам занятий (печатные материалы и аудиозапись объяснения новой темы ведущими) в папке Dropbox.

    Если у Вас есть вопросы и / или желание принять участие, пишите на email vitalina@burova.pro или WhatsApp +79104143064.

    ТРЕНИНГ НАВЫКОВ ДПТ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

    Для кого предназначен тренинг?
    Для тех, кто страдает ПРЛ, БАР, находится в депрессии или тревоге, использует для регуляции настроения самоповреждения, алкоголь, наркотики или еду. Для тех, кто «без кожи» и хочет из навыков (осознанности, стрессоустойчивости, эмоциональной регуляции и межличностной эффективности, а в DBT+ ещё и самооценки) создать себе «броню». Для тех, кто хочет построить жизнь, достойную того, чтобы её жить. Для тех, кто хочет научиться выходить за пределы дуальностей. 

    Как проходит тренинг?
    Ведущих обычно двое, тренер номер один и тренер номер два, роли чередуются. Самое первое занятие проходит по отдельному сценарию, так как там мы сначала знакомимся, обсуждаем и принимаем правила, а только потом приступаем к практике. Все остальные занятия проходят так:
    Мы начинаем всегда вовремя. Это важно!
    Тренер номер два проводит практику осознанности, далее каждый делится своим опытом, тренера дают обратную связь. После этого каждый рассказывает, как на прошедшей неделе получилось (или не получилось) использовать навыки, которые ведущие давали на прошлом занятии. Ведущие дают обратную связь. Другие участники внимательно слушают, «мотают на ус» и расширяют таким образом свою палитру, как ещё можно использовать тот или иной навык. И это, на мой взгляд, самая ценная часть занятия.
    Далее перерыв 10 минут, после чего тренер номер один рассказывает новый материал, мы делаем упражнения, обсуждаем их, в конце обратная связь от участников по поводу всего занятия. Как правило, 2.5 часа пролетают на одном дыхании!

    Зачем нужен пре-тренинг?
    Сразу оговорюсь, что в руководстве Марши Линехан по ведению тренинга навыков ДПТ пре-тренинг (претритмент) рекомендован всем участникам. Мы подразумеваем, что человек, индивидуально работающий с ДПТ-ориентированным терапевтом, получает пре-тренинг (подготовку к тренингу навыков) со своим терапевтом в индивидуальном режиме. Поэтому мы настоятельно рекомендуем минимум одну сессию пре-тренинга с одним из ведущих группы только тем участникам, которые индивидуально работают не с ДПТ-терапевтами. Пре-тренинг включает как прояснение целей участия в тренинге, так и сбор предварительной информации о потенциальном участнике, выяснение, какие модули будут наиболее актуальны, мотивация на освоение, ответы на все интересующие вопросы и т.д. и т.п.

    Какие группы лучше — однородные или смешанные?
    Ещё один частый вопрос касательно тренинга навыков, набирать ли однородные группы, где все участники имеют одну и ту же проблему — ПРЛ, БАР или РПП, либо набирать смешанные группы? Наш выбор — смешанные группы. Почему? Во-первых, нет данных за то, что однородные группы более эффективны, чем разнородные. Во-вторых, у разнородных групп есть существенное преимущество — никто не знает диагноза соседа, и есть ли у соседа этот диагноз вообще. Все по умолчанию условно здоровые и пришли с одинаковым рвением осваивать навыки. То есть такие группы не стигматизируют участников, что, на мой взгляд, очень важно! Ну а нозологически специфичный психообразовательный модуль даёт индивидуально врач-психиатр или психотерапевт (для БАР, например, это терапия социальных ритмов), лично я в обязательном порядке делаю это для всех своих пациентов, а как иначе?